Поездка вдоль БАМа, лето 2005

Eugene
Бывалый
Сообщения: 1374
Зарегистрирован: 05 окт 2006, 13:38
Репутация: 1546
Откуда: Благовещенск
Контактная информация:

Поездка вдоль БАМа, лето 2005

Сообщение Eugene » 11 мар 2009, 09:36

Сидя в офисе долгими зимами, невольно перебираешь в памяти летние поездки. Вот и сейчас, глядя на весенние сугробы, перелистал папку с фотографиями и решил написать небольшой отчет об одной из своих экспедиционных поездок. Одной из первых, но пожалуй что наиболее яркой и экстремальной. Хотя и прошло без малого 4 года с описываемых событий, я уверен в том, что изменения в тех краях если и произошли, то минимальные.

Итак, апрель 2005 г. Поставлена задача – экспедиционные исследования по трассе проектируемого нефтепровода по маршруту Невер-Тында-Хани. Задача прямо скажем нетривиальная, в силу нескольких причин. Во-первых, побывав годом раньше в районе ст.Хани и р.Ус-Кюель, я был очень сильно удивлен отсутствием в тех местах в продаже таких привычных вещей, как хлеб и бензин. И если с хлебом еще можно было как-то решить вопрос (заказать в пекарне или привезти мешок сухарей), то с бензином все было не так-то просто. Для справки, р.Хани, лев.приток р.Олекма, является границей сразу трех регионов – Амурской области, Читинской области и Якутии-Саха. Так вот, станция и поселок Хани относятся уже к Якутии, от Амурской области их отделяет мост через р.Хани, а от райцентра (г.Нерюнгри) – полтысячи верст, проезжих только по зимнику... На заправку люди ездят в читинскую Нов.Чару за 250 км, а в райцентр – на 2-х поездах с пересадкой в Тынде. Во-вторых, уже в процессе сбора информации о дороге, я был сильно удивлен и озадачен, что летом от Тынды вдоль БАМа можно проехать только до Юкталей, точнее до пос.Мостовой, что на берегу реки-красавицы Олекма. Дальше нет одного большого моста и нескольких поменьше. Ну да прорвемся как-нибудь.
Вложения
БАМ.jpg
БАМ.jpg (85.46 КБ) 4897 просмотров
Eugene
Бывалый
Сообщения: 1374
Зарегистрирован: 05 окт 2006, 13:38
Репутация: 1546
Откуда: Благовещенск
Контактная информация:

Re: Поездка вдоль БАМа, лето 2005

Сообщение Eugene » 11 мар 2009, 09:41

Для решения поставленной задачи была необходима соответствующая техника. Критерии отбора были очень простыми – дизель, коробка, 4ВД, повыше посадка и минимум средств. Количество – 2 шт. В итоге нашими верными конями стали потрепанный годами джип Ниссан Террано (кстати, с АКПП) и грузопассажирский микроавтобус Тойота Хайс. К чести японской техники, она стойко вынесла все тяготы дороги, своим ходом прошла весь маршрут, а ее единственный отказ был ехать по рельсам аки паровоз. Все, вещи уложены, карты распечатаны, рации, GPS и телефон в полной боевой готовности.
начальник.jpg
начальник.jpg (124.29 КБ) 4887 просмотров
Стартуем из славного города Благовещенска июньским утром. Нас 6 человек (позже добавилось еще двое), гора пожиток и два автомобиля. До Сковородино добрались поздно вечером, по пути был неприятный момент – под Шимановском на гравийке на выстрел пошло колесо у Террано, машину водитель сумел поймать. Вообще, с резиной все было тяжело, федералка сожрала весь наш запас, а я убедился, что зимняя резина – не для гравийных дорог. Разместились на отдых в гостинице Сковородино, поставив машины у входа. Угнать машины было практически невозможно, но местная пацанва сумела-таки нас обокрасть. Выставив боковое стекло у микроавтобуса, пошерстили продукты, снаряжение. Ущерб был не очень большим и восполнимым, но осадочек конечно остался. Не дождавшись доблестной милиции, тронулись дальше, на Тынду.

Дорога Невер-Тында федерального значения (часть АЯМа), гравийная, вполне неплохого качества, хотя после Соловьевска какая-либо инфраструктура отсутствует. Как я узнал позже, эта же самая дорога была в 2006-2007 гг. напрочь убита тяжелой техникой строителями нефтепровода. Так что каково ее текущее состояние, я не знаю. В Тынде мы закупили утраченные консервы и залили солярку не только в бензобаки, но и в 3 емкости, которые брали с собою. Запас у нас получился солидный, порядка 200 литров, и думалось, что для работы и возвращения в Тынду должно его было хватить. Поплутав по чьим-то огородам, вырулили из города в СЗ направлении, на Кувыкту.

Цель была поставлена – доехать до крайней точки намеченного маршрута и потом с работой двигаться обратно. Поэтому наматываем километры по вполне приличной гравийной дороге. Ясное солнышко, тайга вокруг, мимо нас проплывают поселки и реки. Вот подъезжаем к Чильчи, что в двух сотнях километров от Тынды. Вечереет, погода портится. До намеченной точки – Юктали – остается еще около 100 км. Принимаю решение табориться на берегу р.Чильчи и ночевать тут. Каким правильным оказалось это решение, понимаем на следующий день.
Чильчи_утро.jpg
Чильчи_утро.jpg (83.19 КБ) 4888 просмотров
дорога под Юкталями.jpg
дорога под Юкталями.jpg (147.59 КБ) 4879 просмотров
Eugene
Бывалый
Сообщения: 1374
Зарегистрирован: 05 окт 2006, 13:38
Репутация: 1546
Откуда: Благовещенск
Контактная информация:

Re: Поездка вдоль БАМа, лето 2005

Сообщение Eugene » 11 мар 2009, 09:46

Утро третьего дня. Суровая северная природа умыта вечерним ливнем. Переезжаем через р.Чильчи… и дорога как таковая заканчивается. Какое-то время едем по «отсыпке» - дороге вдоль ж.д. путей. Глубокие лужи тормозят наше продвижение. Утыкаемся в ручей. Брод глубоковат для наших машин, воды хлебнем наверняка. Анализируем карту – основная дорога когда-то шла поверху. Едем. Утыкаемся в огромную лужу, осматриваемся. Похоже, нам налево и вверх. Только по бывшей дороге весело бежит ручей. Два часа работы в 4 лопаты, и вода отведена, борта срыты. Груженый автобус даже на пониженной не едет, заталкиваем наверх вручную. Джип следом проходит без особых проблем. Дальше дорога пошла не менее интересная. Густая поросль подступила к самой дороге, во многих местах она завалена деревьями. Расчищаем путь в зарослях и потихоньку едем вперед. В обед дважды по капитальным мостам пересекаем р.Нюкжу. Между этими двумя мостами находится местечко с названием Дюгабуль. Мост через ручей разрушен (сожжен местными «металлистами»), едем вброд. Уровень воды маленький и особых проблем это не доставляет. Уже ближе к вечеру снова спускаемся на «отсыпку». Навстречу видим сперва бензовоз, потом – новенький джип, леворукий Мицубиси на иркутских (или новосибирских?) номерах. Мужики нас останавливают и спрашивают – «Далеко ли до Чильчей?». «Нет, отвечаем, всего-то 70 км». Позже оказалось, что этот джип 2 недели стоял на ж.д. платформе и ждал переправы через Олекму. А виденный нами бензовоз чуть позже ушел с дороги в пропасть под Юкталями, к счастью водитель выжил.
отсыпка.jpg
отсыпка.jpg (81.63 КБ) 4870 просмотров
дорога Мечта джипера.jpg
дорога Мечта джипера.jpg (189.37 КБ) 4869 просмотров
автострада2.jpg
автострада2.jpg (128.19 КБ) 3720 просмотров
панорама_Нюкжа.jpg
панорама_Нюкжа.jpg (149.06 КБ) 4864 просмотра
Eugene
Бывалый
Сообщения: 1374
Зарегистрирован: 05 окт 2006, 13:38
Репутация: 1546
Откуда: Благовещенск
Контактная информация:

Re: Поездка вдоль БАМа, лето 2005

Сообщение Eugene » 11 мар 2009, 09:55

Вечером подъехали почти к пос.Юктали. Пора табориться. В таких экспедициях очень важно правильно выбрать место для лагеря. Казалось бы, какая разница где раскинуть палатки на 3-4 дня. Но когда лагерь стоит в хорошем месте – в него и с маршрута возвращаться приятнее. Находим подходящую полянку на берегу р.Намарак. Какая симпатичная речка, харьюзиная! Но нет, ни эта речка, ни все остальные в эту поездку уловом нас не порадовали. В этой местности крупных правых притоков после р.Чильчи ни у Нюкжи, ни у Олекмы нет. Близок Становик, и сбегающие с него речки многочисленны, бурливы, но коротки и маловодны. И тем не менее, даже в небольших холодных речках весь хариус (основная тут рыба) забирается в самый верх, в самые истоки. Побегать за ним за 5-10 км пешком в этот раз, видимо, не судьба.
Намарак.jpg
Намарак.jpg (154.15 КБ) 4900 просмотров
лагерь на Намараке.jpg
лагерь на Намараке.jpg (141.46 КБ) 4843 просмотра
панорама1.jpg
панорама1.jpg (75.56 КБ) 4840 просмотров
панорама2.jpg
панорама2.jpg (90.43 КБ) 4839 просмотров
Олекма возле Мостового.jpg
Олекма возле Мостового.jpg (66.54 КБ) 4835 просмотров
Окончен первый этап работы. Пора подумать, как работать на участке Мостовой-Хани, что за Олекмой. К ж.д. мосту подъезжали, с путейцами разговаривали, там как раз ремонт моста шел. Даже рулеткой высоту рельсов и шпал замеряли. В итоге отказались как от идеи изображать паровоз, так и от мысли ехать дальше на платформе. Отряд наш разделился, часть вернулась в лагерь на Намараке, а 3 человека, и я в том числе, оставив Террано на станции Юктали, доехали поездом до следующей станции – Олекма, стоящей на берегу р.Хани. Там нам удалось не только поселиться в квартире, но и нанять на 3 дня полноприводный КаМАЗ с водителем – коренным бамовцем Сашей. На этом КаМАЗе мы лихо гарцевали под дождем по единственной местной дороге, собирали прям с него первые в этом году подосиновики и откапывали его же на песчаной олекминской косе. Расстались по-приятельски, получив в качестве сувенира малосольного тайменя. Первый представитель местной ихтиофауны, так сказать.
наш КаМАЗ.jpg
наш КаМАЗ.jpg (144.63 КБ) 4831 просмотр
работаем на Алтуале.jpg
работаем на Алтуале.jpg (185.45 КБ) 4827 просмотров
Вложения
лиственницы выше облаков.jpg
лиственницы выше облаков.jpg (130.86 КБ) 4830 просмотров
Eugene
Бывалый
Сообщения: 1374
Зарегистрирован: 05 окт 2006, 13:38
Репутация: 1546
Откуда: Благовещенск
Контактная информация:

Re: Поездка вдоль БАМа, лето 2005

Сообщение Eugene » 11 мар 2009, 10:00

Возвращаемся на поезде обратно. А надо сказать, что во время нашей отлучки погода испортилась, прошли проливные дожди. Местные реки ответили моментальным подъемом воды. Я буквально не узнал реки Ус-Кюель и Алтуаль – в прошлом году мелкие и теплые, сейчас они же предстали бурлящими ледяными потоками.

Закупив в Юкталях припасов и пива, с тайменем летим на встречу с остальными нашими экспедиционерами. Видим, что согласно договоренностей лагерь снят, значит встретимся где-то в районе р.Верх.Сувельга. Все было хорошо и замечательно, пока не доехали до того самого сожженного моста через р.Дюгабуль. Мелкий ручеек превратился в глубокий ручей, подпертый к тому же высокой водой в р.Нюкжа. На кусту приколота записка от наших – «Мы стоим лагерем через 3 моста, приезжаем сюда каждый полдень, ждите».
На наше счастье, на этой стороне стоит КаМАЗ. «Мужики, перетащите?» - «Цепляйся». «А трос дадите?» - «Нет, далеко лезть разматывать». Основной трос был в микроавтобусе, у нас была веревка, по заверению водителя, сверхпрочная. Ну что же, двое в КаМАЗ в кабину, водитель за рулем Террано на буксире, с заглушенным мотором и заткнутым воздушным фильтром. Нырнули по лобовое стекло КаМАЗа, вынырнули, водила КаМАЗа, глядя в зеркало, говорит – «А вашего джипа-то нету». Твою мать… выпрыгиваю и вижу часть морды и крыши Террано, водитель по грудь в воде. К счастью, джип зацепился колесами за этот берег и стоит под наклоном. Веревку обрезало как ножом. Разматываю камазовский трос, ныряю с ним под джип, ищу за что зацепить, в итоге цепляю за какой-то из рычагов подвески. Выкатываемся, все, приехали. Отдали мужикам обещанный спирт, те уехали. Ну что же, будем сушиться и ночевать тут. Как назло, погода опять портится, моросит дождик, вечереет. Перебираем барахло. Мокрое все – документы, аппаратура, вещи, но сухими остались телефон и 2 спальника. Оставив своих парней греться у костра и варить ужин, решаю попробовать дойти до второго нашего лагеря «через 3 моста». Иду, считаю мосты и матерю автора записки. У людей остались комплект карт, второй GPS-приемник, а вместо названия речки или координат такие загадочные ориентиры. Прошагав километров 8 и отсчитав вдвое больше мостов и мостиков всех размеров, в темноте вижу фары встречной машины, торможу. ЗИЛ и КрАЗ, везут продукты геологам. С их слов, до нашего лагеря еще примерно столько же, прошу их подкинуть меня обратно к Дюгабулю. Ночуем у костра под ж.д.мостом. Как оказалось, с максимально возможным в данных условиях комфортом. Утром у костра сушим документы, карты, деньги и все найденные в Террано микросхемы (как оказалось позже, одна – отвечавшая за автомат и нами не найденная – все-таки сгорела) и заводим его. Подходит водила КраЗА и удивляется – «Хороший у вас джип». Разживаемся у него соляркой. ЗИЛ проскочил то место по ж.д.мосту, а КрАЗ, как мы позже узнали, поехал напрямки и не вытянул прицеп, в итоге все продукты намокли и частично пропали.
Нюкжа.jpg
Нюкжа.jpg (51.58 КБ) 4827 просмотров
мост на Дюгабуле.jpg
мост на Дюгабуле.jpg (186.04 КБ) 4825 просмотров
Дорога_в_джунглях.jpg
Дорога_в_джунглях.jpg (146.88 КБ) 4877 просмотров
автострада.jpg
автострада.jpg (122.79 КБ) 4876 просмотров
Eugene
Бывалый
Сообщения: 1374
Зарегистрирован: 05 окт 2006, 13:38
Репутация: 1546
Откуда: Благовещенск
Контактная информация:

Re: Поездка вдоль БАМа, лето 2005

Сообщение Eugene » 11 мар 2009, 10:06

Пока собираемся, подъезжает наш Хайс, радостная встреча. Они тоже на тросе переехали этот гиблый ручей, чуть не уплыв в Нюкжу, но все-таки более удачно, чем мы. Едем дальше. Следующий лагерь намечаю на р.Нижняя Ларба. Место под лагерь ищем долго, около 3-х часов, зато результат превзошел все ожидания – полянка под лиственницами на высоком берегу, сколочен стол и сделаны навесы. Позже мне никак не мог поверить местный лесник, что это место (а оно у них коронное, гостям высоким показывать) я нашел сам, без подсказки. Здесь впервые едим свежую рыбку – поймали карасей (!) и налимов, а также жарили подаренных окуней и вкушали олекминского тайменя. Местные благородные лососи, несмотря на великолепие реки, наши снасти вниманием не жаловали. Во время одного из маршрутов состоялась забавная встреча. Стоим мы на обочине дороги возле Террано, пьем водичку. С запада показывается парень на мотоцикле, «Планета» его увешана рюкзаками, шинами и шмотками. Остановился, поздоровался, говор западный. Зовут Саша, едет из Питера в Магадан на мотоцикле в одного! «Проеду дальше?» - «Ну, до Тынды хоть боком катись, дальше вроде до Якутска есть дорога, а там не знаем». «И на том спасибо, надоело по мостам мотоцикл таскать да от медведей сваливать». Ну, распрощались, мало ли на свете таких туристов. Где-то через полгода после окончания экспедиции звонит мне мой водитель и говорит, что в журнале прочитал про этого Сашу – оказалось, то был не парень, а девушка! Хорошо маскировалась, только нас трое мужиков с нею разговаривали и не почувствовали.
Лагерь_Н_Ларба.jpg
Лагерь_Н_Ларба.jpg (172.13 КБ) 4811 просмотров
закат на Нижней Ларбе.jpg
закат на Нижней Ларбе.jpg (84.66 КБ) 4807 просмотров
Сворачиваем лагерь, впереди длинный день. Надо перебазироваться в район Соловьевска. Едем, потихоньку отстаем от Хайса, автомат на Террано из-за попавшей внутрь водички начинает кипеть. Но до Тынды дотянули, там на СТО поменяли в автомате масло, вроде можно и дальше ехать. Чуть позже и Хайс попросил запчасть – подушку под коробку, которую чудом нашли на задворках Тынды «У Алика» и подогнали по креплению с помощью слесаря в Соловьевске. В сумерках уже находим подходящую под последний наш лагерь полянку на берегу р.Малый Невер, в веселой березовой роще. Сейчас уже там и дальше к Неверу и севернее, далеко за Тынду, лежит труба «ВСТО». А от прохождения нефтепровода вдоль Байкала и затем вдоль БАМа наши правители к счастью отказались, так что немного пришедшая в себя после стройки века природа на огромных просторах Тындинского района пока получила небольшую передышку. Затягиваются потихоньку гари, появляется зверь и рыба. И зовут те суровые северные места к себе в гости.
лагерь_Малый Уркан.jpg
лагерь_Малый Уркан.jpg (172.9 КБ) 4807 просмотров
Малый Уркан.jpg
Малый Уркан.jpg (165.79 КБ) 4806 просмотров
PS Спасибо моим спутникам за хорошую компанию и за многие из приведенных здесь фотографий.

PPS Спасибо всем дочитавшим до этих строк форумчанам.
shibut
Бывалый
Сообщения: 566
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 13:19
Репутация: 47

Re: Поездка вдоль БАМа, лето 2005

Сообщение shibut » 11 мар 2009, 10:28

Eugene писал(а): PPS Спасибо всем дочитавшим до этих строк форумчанам.
тебе спасибо! просто супер!
Аватара пользователя
SparroW
скушный и унылый тип
Сообщения: 2674
Зарегистрирован: 17 фев 2006, 08:50
Репутация: -62
Откуда: Благовещенск

Re: Поездка вдоль БАМа, лето 2005

Сообщение SparroW » 11 мар 2009, 10:33

мндаааа...
как елей на душу...
и серпом по яйцам...
афтар, пишы исчо
Изображение
Аватара пользователя
alko
Бывалый
Сообщения: 2336
Зарегистрирован: 08 фев 2007, 17:33
Репутация: 170
Откуда: Благовещенск

Re: Поездка вдоль БАМа, лето 2005

Сообщение alko » 11 мар 2009, 10:43

Жень!!! Классно!!! :) Спасибо! ;)
Аватара пользователя
Медведев Егор
Бывалый
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 07 мар 2007, 12:17
Репутация: 111
Откуда: Благовещенск
Контактная информация:

Re: Поездка вдоль БАМа, лето 2005

Сообщение Медведев Егор » 11 мар 2009, 10:51

Евгений! Вот это путешествие! Вот это да! Пять баллов!
Как бальзам на душу. Классный отчет, и классные фотографии.
На поезде когда ехал, удивлялся, как по этим разрушенным мостам от Тынды до Юкталей на автотранспорте добираются? А оно вон как...
ЗЫ: Хочу фотку с рекой Намарак себе на обои!
Poplavok pictures представляет...
Ответить